Верно подобранный материал запорной арматуры — залог полноценной и эффективной работы трубопровода. В зависимости от того, какая рабочая среда наполняет систему коммуникаций — газ, вода или пар, краны и задвижки могут быть стальные, латунные, чугунные и т. д. У каждого материала есть свои плюсы и минусы, но каждый из них должен соответствовать техническим условиям.
От чего зависит материал запорной арматуры
Главная функция запорной арматуры (кранов, заслонок, клапанов, вентилей, задвижек и т. д.) состоит в том, чтобы регулировать давление рабочей среды в системе, своевременно корректировать поток и при необходимости мгновенно перекрыть его полностью. Любой тип запорной арматуры подбирается в соответствии с техническими условиями эксплуатации трубопровода. Так, не могут быть идентичными краны и задвижки для нефтепровода и водопровода, учитывая принципиально разную рабочую среду в них.
Задвижки и краны: стальные, чугунные, латунные
К категории запорной арматуры относятся несколько рабочих элементов, каждый из которых изготавливается преимущественно из того или иного материала, имеющего свои плюсы и минусы:
- краны;
- задвижки;
- заслонки;
- вентили.
Запорные краны можно использовать для разных типов трубопровода, они в свою очередь бывают пробковыми и шаровыми. Выбор запорного крана зависит от физического состояния рабочей среды в трубопроводе. Пробковые подходят для использования в нефтяных и водных коммуникациях, они, как правило, чугунные и рассчитаны на температуру до 100°С. Что касается шаровых кранов, они могут быть и стальными, и чугунными, причём, если последние выдерживают температуру до 100°С, то стальные рассчитаны максимум на 70°С.
Заслонки отличаются от остальных типов запорной арматуры тем, что имеют существенно заниженные требования в плане герметичности. В них запорный элемент представляет собой диск, который вращается вокруг своей оси под прямым углом или под наклоном. Рассчитаны на небольшое давление рабочей среды и имеют три типа управления — гидро-, электро- и ручное.
Задвижками называют запорное оборудование для временного блокирования потока. Их изготавливают из стали, преимущественно нержавеющей, или из сплавов цветмета, в зависимости от того, какая рабочая среда в коммуникациях — кислая или щелочная. Но существует и отдельный вид запорной арматуры — задвижки для агрессивной среды. Наиболее часто применимы латунные вентили с антикоррозийным покрытием.
Плюсы и минусы материалов запорной арматуры
Сравнивая стальные, чугунные и латунные задвижки и краны, можно сказать, что первая категория используется наиболее широко. Стальная запорная арматура имеет ряд плюсов и минусов, но плюсы, безусловно, преобладают:
- стальные краны и задвижки выдерживают достаточно высокую температуру;
- корпус может быть сварным, штампованным, литым, смешанным;
- обладают антикоррозийными свойствами.
Чугунные краны и задвижки сравнительно менее прочные, чем стальные. Они не применяются в трубопроводах, где случаются резкие скачки давления. Но это, пожалуй, единственный минус материала. А плюсы чугунной запорной арматуры таковы:
- превосходные литейные свойства;
- устойчивость к низким температурам;
- износостойкость;
- относительно низкая стоимость;
- высокая степень прочности при растяжении, сжатии и сгибе.
Латунные краны и задвижки также часто используются в коммуникациях, но обладают меньшей износостойкостью, чем стальные и чугунные. Однако, латунные элементы выглядят более эстетично, если для кого-то это имеет значение.